Страхование дебиторской задолженности

Владелец мебельного магазина хочет приобрести с отсрочкой платежа товар у мебельной фабрики. Сотруднику службы безопасности фабрики предстоит принять решение: согласиться на условия потенциального клиента или отказаться во избежание формирования проблемной дебиторки на фабрике.
Последствия просроченной дебиторской задолженности для предприятия
Взыскание дебиторской задолженности— длительный процесс, тянущийся годами. Чтобы принять оптимальное решение: отгрузить без предоплаты мебель или нет, контрагента необходимо прогнать по ряду проверок.

Проверка финансового состояния клиента: документы и сервис

Сотрудник службы безопасности заказал кредитный отчет и бизнес-справку СПАРК на сайте Unirate24 с целью рассчитать потенциальные риски при отсрочке оплаты.
Кредитный отчет позволяет оценить платежную дисциплину, выяснить наличие долгов перед банками и другими контрагентами. Стоит такой отчет от 300-700 рублей. Форма кредитного отчета представлена на рис.2.
Кредитный отчет контрагента
Бизнес-справка предоставляет информацию о хозяйственной деятельности, индексах должной осмотрительности и платежной дисциплины. Стоит эта справка от 250-600 рублей. Сама форма справки представлена ниже.
Бизнес-справка СПАРК
Запрошенные отчеты показали существенные проблемы с финансами в мебельном магазине. Поверив контрагенту, фирма рискует получить долг, возврат которого сомнителен. Потенциальные варианты развития событий при оплате с отсрочкой:
Схема работы без страхования
В этой ситуации собственник мебельного магазина решил застраховать свою дебиторскую задолженность, чтобы минимизировать свои риски и подтвердить свою надежность.

Страхование дебиторской задолженности: преимущества и нюансы

В странах ЕС более 40% занимает страхование дебиторской задолженности компании. В России эта процедура пока занимает 0,4%, потому что более 56% компаний работают по предоплате.
Применяя зарубежный опыт на практике, страхование дебиторки целесообразно из-за ряда преимуществ:
  • Финансовая стабильность организации за счет защиты активов фирмы, даже если контрагент банкрот.
  • Лояльное отношение поставщиков.
  • Предоставление кредита банка на выгодных условиях в связи с уменьшением резерва долгов.
  • Стабилизация потока денежных средств в случае форс-мажорных обстоятельств.
  • Страховое возмещение в случае наступления события.
  • Независимая оценка кредитных рисков организации.
  • Минимизация риска работы с мошенниками, для которых невыполнение обязательств — норма. Разбираться с ними будет страховая компания вместо организации.
На отечественном рынке страхования 63,3 % занимают выплаты по предпринимательским и финансовым рискам, к которым относят дебиторку. Эти факты подтверждаются данными Росскомстата и показаны на рис.5.
Структура страховых выплат по видам страхования
Страхование дебиторской задолженности компании — рациональное решение. При заключении договора учтите следующие нюансы:
  1. Деловая репутация страховщика. Не связывайтесь с компанией, если она отказывает в выплате при наступлении страхового случая.
  2. Количество документов, подтверждающих наступление страхового случая. Чем больше их, тем сложнее получить выплату.
  3. Порядок уведомления. Существует период (20-30 календарных дней от даты оплаты задолженности), когда нужно сообщить в страховую компанию о просроченном платеже. Страховщику подается уведомление о просроченной задолженности.
  4. Франшиза (часть убытка, которая не возмещается страхователю в случае наступления страхового случая). В договорах используют условную и безусловную франшизу.
Форма уведомления о просроченной задолженности
При условной франшизе убыток возмещается в полной сумме, если она превысила размер оговоренной франшизы. Иначе ущерб не возмещается.
Пример 1. Исходные данные: условная франшиза — 15 тыс.руб. А. Ущерб составил 10 тыс. руб. Страховая компания не возместит убытки фирме, т.к ущерб меньше суммы франшизы. Б. Убыток организации составил 35 тыс.руб. В этом случае страховщик выплачивает возмещение в размере убытка, превышающем сумму франшизы в размере 35 тыс.руб.
Для безусловной франшизы характерно возмещение, уменьшенное на сумму безусловной франшизы.
Пример 2. Условная франшиза -15 тыс.руб. Убыток при страховом случае составил 35 тыс. руб. Страховая компания выплатит возмещение в размере 20 тыс.руб. (35 тыс.руб. — 15 тыс.руб). Взыскать непогашенную сумму франшизы фирма имеет право предъявить дебитору.
безусловной франшизы характерно возмещение, уменьшенное на сумму безусловной франшизы.
В договоре размер безусловная франшиза выражается в процентном соотношении от размера убытка. В этой ситуации выплата составляет разницу между размером убытка и безусловной франшизы.
Пример 3. По договору установлена безусловная франшиза в размере 15% от суммы убытка. Убыток составил 20 тыс.руб. Размер возмещения составит 20 тыс.руб — 20 тыс.руб* 15% = 17 тыс. руб.
Просрочка платежа или банкротство покупателя — наступление страхового случая. Клиент должен в течение месяца сообщить о возникновении просроченной дебиторки и направить письменное требование о возмещении убытков.
Схема работы со страхованием дебиторки
Но страховщики не возмещают компании:
  • убытки поставок ТМЦ, превышающие кредитный лимит;
  • неоплаченные пени и штрафы по факту просрочки платежа;
  • убытки, погашаемые взаимозачетом.

Как застраховать дебиторскую задолженность

Страхование дебиторки компании начинается с выбора страховщика с положительной деловой репутацией (КофасРус, Росно, Гермес, Согласие, Альянс, Альфа страхование, Ингосстрах ОНДД). Цена процедуры рассчитывается персонально для каждой фирмы с учетом кредитных лимитов, оценки риска, методики работы с дебиторской задолженностью, истории убытков.
Для заключения договора с индивидуальными условиями страхования для клиента страховщику нужно предоставить такие документы:
  • Информация о фирме (название, юридический адрес, деятельность, идентификационный номер плательщика).
  • Отчетность организации (баланс и отчет о финансовых результатах за последние 3 года).
  • Реестр старения дебиторки.
Реестр старения дебиторки
  • Сведения о возникших убытках за последние 2-3 года.
  • Планируемое количество продаж в будущем году.
  • Перечень покупателей, работающих с дебиторкой.
  • Заявление-анкета.
На следующем этапе проводится оценка кредитного риска, на основании которого формируется кредитный лимит. Страховщик дополнительно заказывает анализ рынка у специалистов.
Предпоследний шаг перед подписанием договора — установление франшизы.
Договор страхования подписывается на 1 год. В соответствии с условиями договора просрочка оплаты или банкротство контрагента — наступление страхового случая. На этом этапе выбирают полисную или генеральную схему страхования.
Полисная система характеризуется выпиской полиса на каждую поставку с рассрочкой. При оплате страховой премии полис становится действующим.
Для генеральной системы допускается оформление без полиса в рамках кредитного лимита. Для этой системы нужно ежеквартально присылать отчеты о поставках и величине дебиторки. Эту схема — показатель надежности фирмы. Она применяется после работы со страховой компанией с использованием полисной схемы.

Резюме

Таким образом, страхование дебиторской задолженности минимизирует финансовые риски компании, организовывает контроль за платежной дисциплиной клиентов и открывает новые возможности на рынке.

Начните проверку сейчас

Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.