Проверить кредитную историю контрагента
Проверить контрагента. Условия
Контрагенты, как и сотрудники поддаются категоризации по степени риска. Если риск минимален и допустим для компании, контрагент не подлежит проверке по кредитной истории. Сэкономленные средства можно использовать для углубленной проверки контрагентов, требующих тщательного анализа.
Возьмем для примера ситуацию, когда компания поставляет нам бумагу. Даже по предоплате. Но объем небольшой, до 10.000 рублей. Мы не будем проверять такого контрагента. Да, риск того, что мы потеряем 10.000 рублей существует, но проверять подобных контрагентов «на потоке» неэкономично.
Поэтому начать нужно с разделения всех контрагентов компании и систематизации их по уровню риска.
Компании, не имеющие доступа к нашим ТМЦ, коммерческим тайнам, получающие денежные средства только по факту выполнения и составления акта приемки работ. Уровень риска минимальный. Проверке по кредитной истории не подлежат.
Компании, имеющие доступ к ТМЦ, коммерческим тайнам. Средства перечисляются с формированием дебиторской задолженности, со всеми возможными вариантами предоплат, авансов. Деятельность нашей компании зависит от качества и сроков поставки продукции, оказания услуг контрагентом. Уровень риска средний. Подлежат проверке по кредитной истории.
Новые компании, сотрудничество с которыми может в том числе предоставить им доступ к ТМЦ и коммерческим тайнам предприятия. Уровень риска максимальный. Подлежат проверке по кредитной истории.
У каждой компании должна быть определена максимальная сумма рисков, ниже которой проверка не проводится. Это может быть и 10 000, и 50 000, и 100 000 на усмотрение руководства компании, сотрудника СБ. Если порог пройден, проверка проводится.
Инструменты проверки контрагента
В арсенале сотрудника СБ несколько инструментов проверки. Это и открытые, бесплатные источники информации, и закрытые, платные базы данных. Начнем с бесплатных инструментов проверки контрагента.
- Сайт nalog.ru. Здесь можно получить выписку из ЕГРЮЛ. Проверить, не попадает ли компания в адресные или телефонные «ямы».
- Сайт арбитражного суда. Здесь можно увидеть, не является ли компания участником каких-либо судебных процессов, которые могут негативно повлиять на наше с ними взаимодействие.
- Сайт ФССП поможет узнать, нет ли сейчас у компании действующих взысканий.
- Сайт ФМС поможет установить подлинность паспортных данных руководителя предприятия-контрагента или контрагента-частного лица.
- Анализ социальных сетей (аккаунтов руководства, официальных групп предприятия-контрагента).
Но, как правило, информации из открытых источников недостаточно для принятия окончательного решения. И тогда в дело идут инструменты проверки контрагента куда более сложные и информативные.
- Проверка по бизнес-справке. Важная часть информации – индекс должной осмотрительности или индекс финансового риска.
- Проверка по кредитной истории.
Когда нужна проверка кредитной истории?
Бывает так, что компании привлекают для выполнения определенного округа задач аутсорсеров. Сезонные рабочие, внештатные водители, фрилансеры, выполняющие заказы компании, и так далее. И если взаимодействие с ними несет финансовые (порок опять-таки определяет компания) или репутационные риски, проверка по кредитной истории весьма и весьма ценна.
Если мы доверяем курьеру отвезти на другой конец города груз стоимостью 5000 рублей, возможно, его не стоит проверять. А если стоимость груза 50 000? 500 000? Проверять такой наемный аутсорс персонал стоит.
Стоит проверять по кредитной истории и юридические лица, которые мы подключаем к нашим бизнес-процессам, доверяем ТМЦ, коммерческую тайну.
Как оценить кредитную историю, если контрагент физическое лицо или ИП?
Выполнять оценку кредитной истории контрагента физического лица или ИП нужно по тем же параметрам, что и проверку других частных лиц. Например, сотрудников и соискателей.
Положительные характеристики | Стоп-факторы |
Наличие действующей ипотеки. Говорит о том, что соискатель готов к исполнению долговременных, довольно серьезных обязательств. |
Наличие 5 и более открытых потребительских кредитов. Соискатель не способен соизмерять свои потребности с возможностями, не умеет считать деньги. |
Наличие автокредита. Свидетельствует о приобретении активов, повышении уровня благосостояния. |
Долговая нагрузка больше 50%. Отдает по кредитам больше половины ежемесячного заработка. При снижении уровня доходов может обратиться к ресурсам компании. |
Долговая нагрузка меньше 30% в месяц. Отдает по кредитам меньше трети доходов. Располагает достаточным объемом средств, чтобы не прибегать к внешним ресурсам, чтобы решать свои финансовые задачи. Соразмеряет свои потребности с возможностями. |
Микрозаймы. Сотрудник, прибегающий к микро-кредитованию, под высокий процент, на короткий срок исчерпал все методы «цивилизованного» кредитования. Возможно, периодически испытывает крайнюю нужду в деньгах. |
Нет текущих просрочек, нет исторических просрочек свыше 30+ дней. |
Просрочка 60+ дней. У соискателя есть опыт неисполнения финансовых обязательств. Гарантии, что он будет неукоснительно исполнять должностные – нет. |
Обнаружив один или несколько стоп-факторов в кредитной истории контрагента-«физика» или ИП (даже если владелец ИП берет бизнес-займ, он отражается в его кредитной истории физического лица) и соизмерив это с рисками, которые несет сотрудничество с ним, можно приять окончательное решение по взаимодействию с тем или иным контрагентом.
«Особо опасен»
Если наш контрагент «юное» общество с ограниченной ответственностью. Если компании меньше года, то на нее в официальных источниках очень мало информации, практически ничего полезного для работы СБ. Она еще не сдавала налоговую отчетность, трудно поддается расчету индекс должной осмотрительности, или индекс финансового риска.
В этом случае также проверка компании сводится к проверке кредитной состоятельности учредителей компании-контрагента, директора этой компании. Здесь для нас важно, чтобы первые лица компании-контрагента удовлетворяли нашим требованиям по минимизации рисков. Точки отсечения те же самые, что при проверке ИП или «физика». Но проверять новые компании нужно с особой тщательностью.
Как внедрить проверку кредитной истории контрагентов на предприятии
Итак, мы определили круги контрагентов, которые, по нашему мнению, предоставляют угрозу финансовых и/или репутационных потерь для нашей компании. Низкие риски, высокие и умеренные. Отранжировав компании-контрагенты таким образом, составьте для себя матрицу проверки контрагента. Проверку по кредитной истории мы рекомендуем применять при умеренных и высоких рисках.
Начните проверку сейчас